«Мы стараемся, чтобы наши спектакли были интересны всем»

Интервью с Дмитрием Шаповаловым

21 марта во всем мире отмечают Международный день кукольника. Это праздник тех, кто не только умеет создавать сказку для детей, но и помогает взрослым, пусть ненадолго, вернуться в детство.

Накануне праздника нам удалось встретиться с художественным руководителем Магаданского областного театра кукол Дмитрием ШАПОВАЛОВЫМ. В интервью «ВМ» он рассказал о том, как вдохнуть жизнь в куклу, с какими стереотипами приходится бороться и почему кукольный театр нужен современным детям.

– С чего началась ваша «жизнь в искусстве»?

– Как и у многих советских детей, она началась с Дворца культуры. Я родился в городе Изюм Харьковской области. Моим соседом по дому был Павел Петрович Кейбал – режиссер самодеятельного театрального коллектива во Дворце культуры имени Кирова. Он планировал очередной спектакль и пригласил меня и других мальчишек к нему в театральную студию, пообещав, что там мы научимся владеть шпагой. Естественно, нас это заинтересовало, и мы стали у него заниматься.

С этого времени началось мое путешествие по театральному искусству. Потом я поступил в Днепропетровское театральное государственное училище на отделение «Актер театра кукол», которое закончил с красным дипломом. По окончании училища я несколько месяцев проработал режиссером-педагогом по мастерству актера с куклой.

Это был 1995 год, тяжелое время, особенно в Украине. Супруга Павла Петровича Татьяна Иосифовна работала тогда главным администратором Магаданского областного театра кукол. Она предложила приехать сюда, и я согласился. С тех пор работаю в этом учреждении. Сначала был актером первой категории, потом постепенно двигался по карьерной лестнице и стал художественным руководителем.

– На кого рассчитан репертуар Магаданского областного театра кукол?

– У людей, которые никогда здесь не были, часто срабатывает стереотип, что театр кукол – это место, где персонажи просто веселятся на сцене, без мысли и без сюжета. Мы с этим стереотипом до сих пор боремся. Я думаю, что успешно.

Каждый спектакль, который мы выпускаем, под любым возрастным ограничением, стараемся сделать так, чтобы он был интересен зрителям разного возраста. Ведь в любом случае на наши спектакли приходят зрители разных возрастов: дети, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Поэтому, когда мы начинаем работать над новым спектаклем, прежде всего, думаем, чем мы можем удивить публику. В разных спектаклях мы уже делали настоящий дождь, снег, водопад, вмонтированный в декорации, световые эффекты… На спектакле «Волшебная лампа Аладдина», например, летал ковер-самолет.

Мы стараемся наши спектакли выпускать в таком ключе, чтобы они были интересны всем.

– Есть мнение, что детям, которые уже пошли в школу, театр кукол не нужен. Что бы вы на это ответили?

– Если так думают дети, они, конечно, заблуждаются. Просто они позиционируют себя взрослыми, хотят выглядеть старше. Но если так думают родители – это преступление по отношению к своим детям. Зачем их раньше времени делать взрослыми? Пусть у них продлится ощущение детства.

Конечно, не надо водить таких детей на те спектакли, которые рассчитаны на категорию (6+). Но у нас есть постановки, которые с удовольствием смотрят дети постарше.

Например, драматическая поэма «Сэмбо». Ее дети дошкольного возраста или младшего школьного возраста не смотрят, потому что там очень глубокие темы затронуты, они им непонятны. А те, кто ходит в 3–4-й класс, уже могут это понять.

– Дети очень сложная публика, они не будут сидеть на скучном спектакле из вежливости. Как вам удается найти к ним подход?

– Просто не нужно их обманывать. Дети тонко чувствуют ложь и истину. Поэтому мы на наших спектаклях пытаемся говорить с ними честно.

Кроме того, наши режиссеры учат молодых актеров смотреть на происходящее на сцене глазами детей. Это непросто, потому что взгляд взрослого и ребенка на любое действо сильно отличается.

И пока нашим режиссерам и актерам удается видеть спектакль глазами детей, до той поры детям будет нравиться к нам приходить. Плюс теплая семейная обстановка, которую мы стараемся поддерживать в нашем театре, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома.

– Расскажите о куклах, которые используются в спектаклях. С какими из них сложнее всего работать?

– В своих спектаклях мы используем все виды кукол, которые существуют в этом искусстве: марионетки, тростевые куклы, планшетные, перчаточные, мимирующие, ростовые и др.

В принципе, с каждой куклой непросто работать. Все дело в практике, в опыте. При желании любая кукла, которую ты захочешь водить, будет тебя слушаться.

Марионетка – сложная, потому что между тобой и куклой проходит не одна нить. Сама по себе нить – непростой инструмент, чтобы передать свою волю кукле. Реакция у нее замедленная, нельзя сделать движение, и чтобы она сразу ответила.

Тростевая сложна в том, что как минимум 30 минут нужно продержать руку над головой. Одновременно с этим надо говорить текст, общаться с партнерами, слушать реплики, музыку. Плюс сами по себе трости, которыми надо работать, чтобы руки были живыми и органичными. Перчатка – то же самое, причем руку надо держать еще выше.

Не могу выделить какую-то определенную, все куклы сложны и со своим характером.

– Что нужно сделать, чтобы вдохнуть жизнь в куклу?

– Нужно думать, как персонаж. Не надо пытаться оживить набор предметов, из которых она состоит, заставлять ее жить.

Просто актер, кукла и характер персонажа должны быть единым целым. Если это все получается, то ты даже не думаешь в процессе спектакля, что надо сделать рукой, чтобы кукла наклонилась или что-то сказала.

– Что, кроме развлечения, несет для зрителей кукольный театр?

– Развлечение я бы поставил на самое последнее место. Мы стараемся, чтобы каждое посещение кукольного театра было чем-то полезным для развития ребенка.

Приходя в театр, ребенок должен понимать, что он пришел в какое-то особенное место, что оно отличается от того, что он обычно видит. Поэтому первое, что я хотел бы выделить, – это эстетическое воспитание. Ребенок приходит и видит, как все вокруг красиво.

Еще у нас есть программки-раскраски на каждый спектакль именно с теми куклами, которых дети видели на сцене. Это помогает в развитии мелкой моторики, а также памяти, потому что надо вспомнить, какая кукла как выглядела. Чтобы это все сделать, нужны мама, папа, бабушка... Так возникают общие интересы между ребенком и взрослыми.

Также здесь развивается речь малышей, ведь каждый просмотр спектакля – это обогащение словарного запаса ребенка. Со сцены звучит русская литературная речь – это тоже важно.

Наши цеха делают специальных сувенирных куколок, которые можно приобрести и дома разыгрывать семейные кукольные театры. Это помогает в развитии творческих способностей.

И по таким маленьким нюансам выходит, что развлечение остается на последнем месте.

– В репертуаре театра есть драматические спектакли для взрослой публики – «Маяковский» (14+) и «Абстракция» (16+). Расскажите о них подробнее.

– Моноспектакль «Маяковский» – постановка о трагической судьбе яркого, противоречивого и ранимого «певца русской революции». Этот спектакль будет интересен как ценителям творчества поэта, так и тем, кто хочет лучше его узнать.

Спектакль «Абстракция» – пьеса о нашей молодежи. О той стереотипной жизни, которой живет большинство молодых людей. В ней есть нотки, которые интересны и не оставляют равнодушными зрителей разных возрастов. Для молодежи есть где посмеяться. Для старшего поколения там есть такие слова, от которых хочется рыдать, а не просто плакать.

Эти спектакли, и «Абстракцию», и «Маяковского», я отношу к театру разумному, в них развлечение уходит на самый последний план. Они для умных зрителей. На них можно о чем-то подумать, что-то осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения с близкими людьми…

Я считаю, что в каждом театре должны быть такие спектакли, потому что они не позволяют находиться в стагнации и дают хороший вектор развития для того, чтобы ломать стереотипы театра кукол.

Рекомендую всем зрителям 28 апреля прийти посмотреть спектакль «Абстракция», потому что это может помочь вам изменить свою жизнь к лучшему.

– Расскажите о новых проектах в кукольном театре.

– К юбилею Магаданской области мы собираемся сделать фотовыставку, которая называется «Моя радость». Она будет состоять из детских фотографий с праздников, снятых в разное время.

Предлагаем колымчанам принять участие в этом проекте и приносить свои семейные фотографии. В идеале, если это будет семейная династия: от прабабушки, бабушки, мамы, папы до ребенка. Мы выберем 65 фотографий, увеличим их и сделаем подборку детских фотографий разных лет.

– Как вы считаете, почему театр кукол нужен современным детям?

– На сцене театра кукол спектакли из мировой и русской классики. Как без этого мы воспитаем подрастающее поколение?

Раньше народный фольклор передавали из уст в уста. Сейчас это не принято. Поэтому детские сады и театры кукол остаются теми местами, где дети наглядно могут познакомиться со сказками: «Маша и медведь», «Три поросенка», «Колобок»…

Я не вижу пока замены театру кукол для детского развития. И появится ли она потом, я не знаю. Но пока для того, чтобы ребенок не погрузился в себя, в телефон или компьютер, ТЕАТР КУКОЛ не-о-бхо-дим. Он очень много дает детям.



Касса работает Вторник-пятница
с 11.00 до 17.00
Перерыв
с 13.00 до 14.00
Суббота-воскресенье
с 11.00 до 16.00
Понедельник-выходной
Афиша
В этом месяце
24 декабря в 11.00 и 14.00
СОКРОВИЩА КАПИТАНА КРЮКА (0+)

СОКРОВИЩА КАПИТАНА КРЮКА

Это невероятно красивая история о мальчике Питер Пэне, который, умеет летать, дружит с феей Динь-Динь и живет на


В следующем месяце
Архив
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31