Часть 3. ПРЕМЬЕРА близко!

Неизвестный господин Булгарин.

Указом Президента РФ 2019 год объявлен Годом увековечивания памяти выдающего российского писателя, публициста, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина и празднования 100-летия со дня его рождения.

Спектакль, который вы сейчас увидите, поставлен по пьесе драматурга, сценариста, актера Дмитрия Анатольевича Минчёнка по мотивам литературного эссе Даниила Гранина «Священный дар». Оно малоизвестно широкой читательской аудитории. В центре внимания автора феномен гения, талант писателя, «священный дар». Совместны или нет гений и злодейство на примере Моцарта и Сальери, Пушкина и Булгарина.

И если о Пушкине мы знаем всё, то «Булгарин, уничтоженный, высмеянный пушкинскими фельетонами и эпиграммами, остался для нас как полицейский доносчик, автор злобных рецензий на Пушкина, Некрасова… В общем, имя нарицательное. О Булгарине слышал каждый сколько-нибудь интересовавшийся Пушкиным, он стал олицетворением фискальства, продажности, он завистник, злобный ругатель всего передового, прогрессивного – словом, вместилище низостей». И до сих пор его имя произносится пренебрежительно.

Но что мы знаем о нем, кроме хрестоматийного: «агент III Отделения», «бывший капитан наполеоновской армии»? Какие произведения его читали? Ведь они не переиздавались свыше столетия.

Биография Булгарина поражает причудливыми извивами и поворотами. Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин родился в 1789 году, в родовом имении на территории Минского воеводства, на тот момент это была Польша, вернее, Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Отец его был другом и сподвижником Тадеуша Костюшко (в его честь и назвал сына), сражался в восстании 1794 года, где поляки пытались отстоять остатки независимого государства. Был обвинён в убийстве русского генерала Воронова, осужден и сослан в Сибирь, где и сгинул, помилованный перед смертью.

В 1795 году, после подавления восстания, произошел Третий раздел Польши, окончательный. Она перестала существовать как государство. Имение Булгариных оказалось на российской территории и было отобрано. На всю семью легло пятно позора. Мать «по знакомству» отдаёт Тадеуша в Сухопутный кадетский шляхетский корпус в Санкт-Петербурге. Там он стал Фаддеем, там провёл восемь лет и это не были лёгкие годы. Его обижали из-за плохого знания русского языка. Однако вскоре Булгарин не только выучил русский, но даже начал писать стихи. Благодаря своим стараниям он занял достойное место в армии – в уланском полку великого князя Константина Павловича. Корнету Булгарину не исполнилось ещё и восемнадцати, когда русская армия столкнулась с наполеоновской в битве при Фридланде. Он был ранен, за храбрость награждён орденом Святой Анны 3-ей степени. В следующем, 1808 году русская армия пошла в шведский поход – отбирать у Швеции Финляндию. Булгарин совершил кампанию с полком. Эта война закончилась к осени 1809 года, имевший ранения орденоносец и боевой офицер Булгарин выслужил чин поручика – и с тем его военная звезда закатилась. Офицерская молодежь гвардейской кавалерии много себе позволяла. Булгарин писал стихи и однажды написал на великого князя эпиграмму, и тот об этом узнал. Булгарин был отчислен из полка и отправлен в Кронштадт. Просидев несколько месяцев в Кронштадской крепости, он попадает потом в Ямбургский драгунский полк. Но и здесь молодой кавалерист не ужился. В 1811 году из-за какой-то скандальной истории он был плохо аттестован и отставлен от службы. В очередной раз жизнь Булгарина резко поворачивается, и ему приходится вновь начинать практически с нуля. Потеряв службу, он оказывается без денег, бедствует.

Вскоре Булгарин услышал о призывах Наполеона вернуть Польше независимость – и, вдохновленный, вступил во французскую армию. Он воевал по всей Европе и даже пришел в Россию. Во французских войсках продемонстрировал военную доблесть, получил орден Почетного легиона и чин капитана. В 1812 году вместе с остатками наполеоновской армии Булгарин бежал обратно в Европу. Попал в плен и в 1814 году вновь оказался в России. Возращение Булгарина совпало с указом о прощении поляков, поступивших на французскую службу, однако наполеоновскую армию ему припоминали до конца жизни.

Он опять начинает все сначала. Дальнейшая его жизнь была связана с журналистикой и литературой.

Фаддей Булгарин издавал собственный журнал «Северный архив», первый в России театральный альманах «Русская Талия», стал соредактором и созидателем «Сына Отечества». В 1825 году он со своим другом и коллегой Николаем Гречем  открыл первую частную газету «Северная пчела». Тираж газеты доходил до 10 000 экземпляров. В сравнении с сухим и скучным официозом  большинства изданий «Северная пчела» оказалась настоящим открытием. Газету покупали даже те, кто никогда не имел страсти к чтению. Не последнюю роль в этом сыграло журналистское мастерство самого Фаддея Булгарина, который много писал, вел переговоры с авторами и «проводил» отдельные материалы через цензуру.

Острый на язык Булгарин довольно скоро обзавёлся журнальными противниками, самым непримиримым из которых стал Александр Сергеевич Пушкин. Вначале у них были ровные отношения и схожие взгляды: оба любили литературу, были тесно связаны с декабристами и при этом сами в тайном обществе не состояли. Пушкин печатался в изданиях Булгарина и вёл с ним уважительно-деловую переписку. Их взгляды разошлись после восстания на Сенатской площади. По приказу тайной полиции Фаддей Булгарин описал декабриста Вильгельма Кюхельбекера – друга Пушкина. Но при этом Булгарин сохранил архив, который доверил ему декабрист Кондратий Рылеев. Этим он спас Александра Грибоедова и многих других писателей, на которых имелся компромат. Способность Булгарина противостоять цензуре помогла выпустить «Горе от ума» в альманахе «Русская Талия» - это была единственная публикация при жизни Грибоедова. Когда писатель был под арестом, Булгарин с большим риском для себя пересылал ему книги и деньги через подкупленного офицера стражи.

Фаддей Булгарин увлекался не только журналистикой – он писал и литературные произведения. Пока «пушкинский кружок» ругал беллетристику Булгарина как между собой, так и в печати, его аудитория «голосовала рублём». Тиражи Пушкина едва переваливали за тысячу экземпляров, самые успешные доходили до двух тысяч. В то же время роман Булгарина «Иван Выжигин» за два года 1829-1830 разошелся тиражом 7000 экземпляров. Аноним (возможно Пушкин) так писал о романе:

«Все говорят: он Вальтер Скотт,

Но я, поэт, не лицемерю:

Согласен я, он просто скот,

Но что он Вальтер Скотт – не верю».

Обиженный романист ответил предерзкой статьёй «Анекдот», где Пушкин у него (не названный по имени, но всем было понятно, кого он имел в виду) – «природный француз, служащий усерднее Бахусу и Плутусу, нежели Музам, который в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства...». Вслед за этим Булгарин напечатал уничтожающую статью о только что вышедшей седьмой главе «Евгения Онегина». Началась открытая война. Булгарин обливал грязью Пушкина, Пушкин высмеивал бездарные романы Булгарина, стрелял в него эпиграммами.

Отношения Булгарина с III отделением трудно определить однозначно. Он не был ни штатным сотрудником, ни платным его агентом, скорее выступал экспертом, своего рода доверенным лицом. Для III отделения он подготовил ряд докладных записок на такие темы, как политика в сфере книгопечатания, цензура, взгляды выпускников Царскосельского лицея и т. п. Нужно сказать, что Булгарин давал общую характеристику проблемы, не упоминая конкретных лиц либо характеризуя их со стороны общественного положения, образования, интеллекта, не оценивая политических убеждений и отношения к правительству. Булгарин отнюдь не реакционер, не консерватор, скорее либерал, который из соображений личного благополучия пошёл на сделку с режимом. Пушкин вложил в уста Моцарта слова: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Применительно к гению он, по-видимому, прав. Но на примере Булгарина мы видим, что человек талантливый, весьма неординарных ума и наблюдательности, при определенных условиях может поступать подло и безнравственно

Сегодня, когда страсти улеглись, стало понятно, что мы судим его нашей любовью к Пушкину. И не можем простить Булгарина главным образом из-за Пушкина. Литературоведы пришли к пониманию, что Булгарин много писал, писал разнообразно, многое сделал в русской литературе впервые; был в своё время самым знаменитым русским писателем. Он влиятельный и успешный издатель и журналист своего времени, он создавал общественное мнение, делал политику в литературном и издательском мире. И он тот, на кого писали эпиграммы самые почитаемые нами прогрессивные писатели и критики, обвиняя его во всех смертных пороках, от плагиата и бездарности до предательства и доносительства.

Но важно понять и оценить его деятельность в контексте эпохи. Только после этого перестанет существовать булгаринский миф, и Фаддей Венедиктович Булгарин займёт свое место (и только нам решать какое именно) среди реальных литературных деятелей своего времени.

По материалам магаданской областной юношеской библиотеки

( http://www.moub.ru )



Юные Герои Великой Победы

В рамках реализации всероссийской акции памяти «Юные Герои Великой Победы» и партийного проекта «Единой России» «Культура малой Родины» наш Театр подготовил выставку, посвящённую 75-летию Великой Победы.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Внимание!
Билет приобретается на каждого зрителя независимо от возраста!
Внимание!
В Афише произошли изменения!
Администрация театра приносит свои извинения.
Касса работает


С 10.00 до 17.00

ПЕРЕРЫВ
с 13.00 до 14.00


СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ
с 10.00 до 16.00


ПОНЕДЕЛЬНИК ВЫХОДНОЙ

КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН
Афиша
Афиша
малый зал
Афиша
27 апреля в 13.00
«Дети Ленинграда». Моноспектакль (12+)

«Дети Ленинграда». Моноспектакль

Всё это было, и живущие сегодня люди должны об этом знать. Историческое событие которые невозможно стереть из памяти.

28 апреля в 13.00
«Дети Ленинграда». Моноспектакль (12+)

«Дети Ленинграда». Моноспектакль

Всё это было, и живущие сегодня люди должны об этом знать. Историческое событие которые невозможно стереть из памяти.

11 мая в 13.00
«Дети Ленинграда». Моноспектакль (12+)

«Дети Ленинграда». Моноспектакль

Всё это было, и живущие сегодня люди должны об этом знать. Историческое событие которые невозможно стереть из памяти.

12 мая в 13.00
«Дети Ленинграда». Моноспектакль (12+)

«Дети Ленинграда». Моноспектакль

Всё это было, и живущие сегодня люди должны об этом знать. Историческое событие которые невозможно стереть из памяти.

01 июня в 13.00
«Дети Ленинграда». Моноспектакль (12+)

«Дети Ленинграда». Моноспектакль

Всё это было, и живущие сегодня люди должны об этом знать. Историческое событие которые невозможно стереть из памяти.

02 июня в 13.00
«Дети Ленинграда». Моноспектакль (12+)

«Дети Ленинграда». Моноспектакль

Всё это было, и живущие сегодня люди должны об этом знать. Историческое событие которые невозможно стереть из памяти.

11 мая в 12.00
Праздник «Белого цветка» (0+)

Праздник «Белого цветка»

12 мая 2018 года в Магаданском театре кукол состоялась шестая благотворительная акция – праздник «Белого цветка»,

28 апреля в 12.00
Сказка о рыбаке и рыбке (0+)

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о Золотой Рыбке, добром Старике, жадной Старухе и разбитом корыте.

12 мая в 12.00
Сказка о рыбаке и рыбке (0+)

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о Золотой Рыбке, добром Старике, жадной Старухе и разбитом корыте.

05 мая в 12.00
Таинственный гиппопотам (0+)

Таинственный гиппопотам

Увлекательные и страшные приключения львёнка и бегемотика по джунглям в поисках друга.

27 апреля в 12.00
Три поросёнка (0+)

Три поросёнка

Классическая сказка о трёх братцах и Сером Волке. Жили три поросенка, три брата, одинакового роста, кругленькие и

04 мая в 12.00
Гуси — Лебеди (0+)

Гуси — Лебеди

Спектакль поставлен по мотивам известной русской народной сказки. Эта история о том, что бывает, когда дети не