Часть 3. ПРЕМЬЕРА близко!

Неизвестный господин Булгарин.

Указом Президента РФ 2019 год объявлен Годом увековечивания памяти выдающего российского писателя, публициста, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина и празднования 100-летия со дня его рождения.

Спектакль, который вы сейчас увидите, поставлен по пьесе драматурга, сценариста, актера Дмитрия Анатольевича Минчёнка по мотивам литературного эссе Даниила Гранина «Священный дар». Оно малоизвестно широкой читательской аудитории. В центре внимания автора феномен гения, талант писателя, «священный дар». Совместны или нет гений и злодейство на примере Моцарта и Сальери, Пушкина и Булгарина.

И если о Пушкине мы знаем всё, то «Булгарин, уничтоженный, высмеянный пушкинскими фельетонами и эпиграммами, остался для нас как полицейский доносчик, автор злобных рецензий на Пушкина, Некрасова… В общем, имя нарицательное. О Булгарине слышал каждый сколько-нибудь интересовавшийся Пушкиным, он стал олицетворением фискальства, продажности, он завистник, злобный ругатель всего передового, прогрессивного – словом, вместилище низостей». И до сих пор его имя произносится пренебрежительно.

Но что мы знаем о нем, кроме хрестоматийного: «агент III Отделения», «бывший капитан наполеоновской армии»? Какие произведения его читали? Ведь они не переиздавались свыше столетия.

Биография Булгарина поражает причудливыми извивами и поворотами. Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин родился в 1789 году, в родовом имении на территории Минского воеводства, на тот момент это была Польша, вернее, Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Отец его был другом и сподвижником Тадеуша Костюшко (в его честь и назвал сына), сражался в восстании 1794 года, где поляки пытались отстоять остатки независимого государства. Был обвинён в убийстве русского генерала Воронова, осужден и сослан в Сибирь, где и сгинул, помилованный перед смертью.

В 1795 году, после подавления восстания, произошел Третий раздел Польши, окончательный. Она перестала существовать как государство. Имение Булгариных оказалось на российской территории и было отобрано. На всю семью легло пятно позора. Мать «по знакомству» отдаёт Тадеуша в Сухопутный кадетский шляхетский корпус в Санкт-Петербурге. Там он стал Фаддеем, там провёл восемь лет и это не были лёгкие годы. Его обижали из-за плохого знания русского языка. Однако вскоре Булгарин не только выучил русский, но даже начал писать стихи. Благодаря своим стараниям он занял достойное место в армии – в уланском полку великого князя Константина Павловича. Корнету Булгарину не исполнилось ещё и восемнадцати, когда русская армия столкнулась с наполеоновской в битве при Фридланде. Он был ранен, за храбрость награждён орденом Святой Анны 3-ей степени. В следующем, 1808 году русская армия пошла в шведский поход – отбирать у Швеции Финляндию. Булгарин совершил кампанию с полком. Эта война закончилась к осени 1809 года, имевший ранения орденоносец и боевой офицер Булгарин выслужил чин поручика – и с тем его военная звезда закатилась. Офицерская молодежь гвардейской кавалерии много себе позволяла. Булгарин писал стихи и однажды написал на великого князя эпиграмму, и тот об этом узнал. Булгарин был отчислен из полка и отправлен в Кронштадт. Просидев несколько месяцев в Кронштадской крепости, он попадает потом в Ямбургский драгунский полк. Но и здесь молодой кавалерист не ужился. В 1811 году из-за какой-то скандальной истории он был плохо аттестован и отставлен от службы. В очередной раз жизнь Булгарина резко поворачивается, и ему приходится вновь начинать практически с нуля. Потеряв службу, он оказывается без денег, бедствует.

Вскоре Булгарин услышал о призывах Наполеона вернуть Польше независимость – и, вдохновленный, вступил во французскую армию. Он воевал по всей Европе и даже пришел в Россию. Во французских войсках продемонстрировал военную доблесть, получил орден Почетного легиона и чин капитана. В 1812 году вместе с остатками наполеоновской армии Булгарин бежал обратно в Европу. Попал в плен и в 1814 году вновь оказался в России. Возращение Булгарина совпало с указом о прощении поляков, поступивших на французскую службу, однако наполеоновскую армию ему припоминали до конца жизни.

Он опять начинает все сначала. Дальнейшая его жизнь была связана с журналистикой и литературой.

Фаддей Булгарин издавал собственный журнал «Северный архив», первый в России театральный альманах «Русская Талия», стал соредактором и созидателем «Сына Отечества». В 1825 году он со своим другом и коллегой Николаем Гречем  открыл первую частную газету «Северная пчела». Тираж газеты доходил до 10 000 экземпляров. В сравнении с сухим и скучным официозом  большинства изданий «Северная пчела» оказалась настоящим открытием. Газету покупали даже те, кто никогда не имел страсти к чтению. Не последнюю роль в этом сыграло журналистское мастерство самого Фаддея Булгарина, который много писал, вел переговоры с авторами и «проводил» отдельные материалы через цензуру.

Острый на язык Булгарин довольно скоро обзавёлся журнальными противниками, самым непримиримым из которых стал Александр Сергеевич Пушкин. Вначале у них были ровные отношения и схожие взгляды: оба любили литературу, были тесно связаны с декабристами и при этом сами в тайном обществе не состояли. Пушкин печатался в изданиях Булгарина и вёл с ним уважительно-деловую переписку. Их взгляды разошлись после восстания на Сенатской площади. По приказу тайной полиции Фаддей Булгарин описал декабриста Вильгельма Кюхельбекера – друга Пушкина. Но при этом Булгарин сохранил архив, который доверил ему декабрист Кондратий Рылеев. Этим он спас Александра Грибоедова и многих других писателей, на которых имелся компромат. Способность Булгарина противостоять цензуре помогла выпустить «Горе от ума» в альманахе «Русская Талия» - это была единственная публикация при жизни Грибоедова. Когда писатель был под арестом, Булгарин с большим риском для себя пересылал ему книги и деньги через подкупленного офицера стражи.

Фаддей Булгарин увлекался не только журналистикой – он писал и литературные произведения. Пока «пушкинский кружок» ругал беллетристику Булгарина как между собой, так и в печати, его аудитория «голосовала рублём». Тиражи Пушкина едва переваливали за тысячу экземпляров, самые успешные доходили до двух тысяч. В то же время роман Булгарина «Иван Выжигин» за два года 1829-1830 разошелся тиражом 7000 экземпляров. Аноним (возможно Пушкин) так писал о романе:

«Все говорят: он Вальтер Скотт,

Но я, поэт, не лицемерю:

Согласен я, он просто скот,

Но что он Вальтер Скотт – не верю».

Обиженный романист ответил предерзкой статьёй «Анекдот», где Пушкин у него (не названный по имени, но всем было понятно, кого он имел в виду) – «природный француз, служащий усерднее Бахусу и Плутусу, нежели Музам, который в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства...». Вслед за этим Булгарин напечатал уничтожающую статью о только что вышедшей седьмой главе «Евгения Онегина». Началась открытая война. Булгарин обливал грязью Пушкина, Пушкин высмеивал бездарные романы Булгарина, стрелял в него эпиграммами.

Отношения Булгарина с III отделением трудно определить однозначно. Он не был ни штатным сотрудником, ни платным его агентом, скорее выступал экспертом, своего рода доверенным лицом. Для III отделения он подготовил ряд докладных записок на такие темы, как политика в сфере книгопечатания, цензура, взгляды выпускников Царскосельского лицея и т. п. Нужно сказать, что Булгарин давал общую характеристику проблемы, не упоминая конкретных лиц либо характеризуя их со стороны общественного положения, образования, интеллекта, не оценивая политических убеждений и отношения к правительству. Булгарин отнюдь не реакционер, не консерватор, скорее либерал, который из соображений личного благополучия пошёл на сделку с режимом. Пушкин вложил в уста Моцарта слова: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Применительно к гению он, по-видимому, прав. Но на примере Булгарина мы видим, что человек талантливый, весьма неординарных ума и наблюдательности, при определенных условиях может поступать подло и безнравственно

Сегодня, когда страсти улеглись, стало понятно, что мы судим его нашей любовью к Пушкину. И не можем простить Булгарина главным образом из-за Пушкина. Литературоведы пришли к пониманию, что Булгарин много писал, писал разнообразно, многое сделал в русской литературе впервые; был в своё время самым знаменитым русским писателем. Он влиятельный и успешный издатель и журналист своего времени, он создавал общественное мнение, делал политику в литературном и издательском мире. И он тот, на кого писали эпиграммы самые почитаемые нами прогрессивные писатели и критики, обвиняя его во всех смертных пороках, от плагиата и бездарности до предательства и доносительства.

Но важно понять и оценить его деятельность в контексте эпохи. Только после этого перестанет существовать булгаринский миф, и Фаддей Венедиктович Булгарин займёт свое место (и только нам решать какое именно) среди реальных литературных деятелей своего времени.

По материалам магаданской областной юношеской библиотеки

( http://www.moub.ru )



Касса работает Вторник-пятница
с 11.00 до 17.00
Перерыв
с 13.00 до 14.00
Суббота-воскресенье
с 11.00 до 16.00
Понедельник-выходной
Афиша
Афиша
Афиша
10 ноября в 10.00, 10 ноября в 12.00
Гастроли Тамбовского театра "Старая сказка" (0+)

Гастроли Тамбовского театра

Спектакль «Старая сказка» создан по мотивам архангелогородских сказок Бориса Шергина «Варвара Ивановна», «Митина

9 ноября в 10.00, 9 ноября в 12.00
Гастроли Тамбовского театра «Жуча» (0+)

Гастроли Тамбовского театра «Жуча»

Жуча» - это добрая и смешная история, в которой много интерактива и игровых моментов.

27 октября в 15.00
КУРОЧКА РЯБА (0+)

КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, но яичко не простое, а яичко золотое. Этот

25 октября в 19.00
ДАНИИЛ ГРАНИН: ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО (16+)

ДАНИИЛ ГРАНИН: ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО

Литературно-биографический моноспектакль в жанре Stand-up драмы, рассказывающий о жизни и судьбе по-настоящему

24 ноября в 12.00
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК (0+)

АЛЕНЬКИЙ  ЦВЕТОЧЕК

 Яркий, красочный, интересный и поучительный спектакль поставлен по сказке известного русского классика Сергея

3 и 17 ноября в 15.00
Принцесса, не желавшая играть в куклы (0+)

Принцесса, не желавшая играть  в  куклы

Веселый, красочный, интерактивный спектакль для детей от 2-х лет по сказке знаменитой шведской писательницы Астрид

1 декабря в 12.00
Незнайка и светофор (0+)

Незнайка и светофор

Незнайка, как всегда, не хочет изучать правила, а Кот с Лисой решили уехать в Страну дураков на машине... 

10 и 24 ноября в 15.00
Необыкновенный слоненок по имени Элмер (0+)

Необыкновенный слоненок по имени Элмер

Малый зал театра. Слон Элмер – весельчак и балагур, не похожий на свою семью. Его окрас в клеточку, да еще и в

30 ноября в 12.00
Ищи ветра в поле (0+)

Ищи ветра в поле

Знаете сказочку про Курочку Рябу? Конечно! Кто же ее не знает! Но, оказывается, история деда с бабкой и их

2 ноября в 12.00
Считаю до пяти (0+)

Считаю до пяти

Все зайцы трусы! Но наш герой Заяц решил не быть как все! Главное поверить в свои силы — и всё получиться! 

16 ноября в 12.00
Таинственный гиппопотам (0+)

Таинственный гиппопотам

Увлекательные и страшные приключения львёнка и бегемотика по джунглям в поисках друга.

17 ноября в 12.00
Теремок (0+)

Теремок

Стоит в поле теремок. Живут в нём соседи дружные, отзывчивые, друг другу помогают. Не понравилось это Лисичке и решила

3 ноября в 12.00
Цирк! Цирк!! Цирк!!! (0+)

Цирк! Цирк!! Цирк!!!

Замечательное яркое цирковое представление, в котором участвуют три актера-клоуна с куклами марионетками. 

23 ноября в 12.00
Муха - Цокотуха (0+)

Муха - Цокотуха

Замечательная история Корнея Чуковского на нашей сцене, а дальше всё по списку: и букашки, и Паук, и Комарик и, конечно

26 октября в 12.00
Северная сказка (0+)

Северная сказка

История в которой юноша Тынэн пошел искать ключик от волшебного сундучка, а великан Чурдырдын и его жена Хосядам

Архив
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031