Театр кукол – это не только развлечение, но и воспитание
Накануне Дня работника культуры, а также премьерного показа спектакля «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» состоялась встреча с «Вечерний Магадан». Директор Магаданского театра кукол Дмитрий Шаповалов рассказал о новом спектакле, важности воспитания у детей патриотизма, а также почему взрослым просто необходимо ходить в театр кукол.
ВОПРОС – ОТВЕТ
– Расскажите о спектакле «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (0+). Кем и как он создавался?
– Силы, время и бессонные ночи вкладывал в этот спектакль режиссер-постановщик Дмитрий Мартынов. Он сам писал музыку и стихи, продумывал видеоролики, просчитывал для него полноценный сценарий с раскадровкой, как для кинофильма. Конечно, мы все это наблюдали.
Вообще, планы поставить «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (0+) Аркадия Гайдара появились у нас давно. Просто мы никак не могли на это решиться, потому что само произведение многодейственное и в большей степени кинематографическое, чем театральное.
Но Дмитрий Мартынов нашел выход, выбрав для спектакля жанр эклектики – смешение стилей. Это и классические тростевые куклы, и плоские куклы, и теневой театр, причем не только классический, но и модернизированный, то есть записанный на видео с наложенным фоном, чтобы придать атмосферу.
Также мы всегда стараемся разнообразить место внимания зрителя. Ведь дети могут сосредоточиться только на определенный промежуток времени, потом они начинают отвлекаться. Поэтому нужно сделать так, чтобы они долго не задерживались на одной точке.
То есть должны быть основная ширма (170 см) и какой-то второй план или первый план, но ниже основного. И, конечно же, супер занавес – экран, где запускаются большие видеоролики, ну и на заднике тоже был видеоряд. Все это нужно, чтобы дети не уставали и не теряли интерес.
– Еще детям понравилось, когда в зал выходила актриса и просила их встать и сделать что-нибудь, например, помахать руками, как будто они летят на самолете… Это тоже помогает удерживать внимание детей?
– Да, это фокусирует внимание ребенка, сосредотачивает его на чем-то. Кукле это тяжело сделать. Ведь она для детей – персонаж, а человек в живом плане, в данном случае наша актриса Татьяна Скорик, чисто ассоциативно выступает для ребят в роли воспитателя. Она может их и немножечко утихомирить, и повести в ту сторону, которая необходима по режиссерской задумке.
– Сколько времени прошло от идеи до ее реализации? В чем была сложность постановки?
– Пьесу для спектакля начали писать еще прошлым летом, потом была долгая и кропотливая работа режиссера-постановщика и художника-постановщика над эскизами.
Так как свое произведение Аркадий Гайдар написал в 30-х годах прошлого века, его надо было осовременить, ведь многие дети ничего бы просто не поняли.
Нужно было его как-то адаптировать к нашей действительности. И когда мы с Дмитрием это обсуждали, то решили не останавливаться на каком-то определенном моменте, а постараться вместить в спектакль историю нашей Родины: от гражданской войны до современных событий, и то, как ее защищали люди в разное время.
Мы, конечно же, адаптировали его к современности не только сюжетом, но и лексикой, а еще объясняем детям, кто такие буржуины и чего они от нас хотели…
Так получился этот спектакль. Он не оставляет равнодушным в первую очередь нашу творческую группу, и я надеюсь, что такие же эмоции получают те зрители, которые к нам приходят.
Приятно, что в книге отзывов не только взрослыми, но и детскими почерками написано, что спектакль очень понравился, а кто-то даже написал, что сделал бы так же, как и Мальчиш-Кибальчиш.
– А почему именно это произведение было взято для спектакля?
– Найти произведение, особенно патриотической направленности, которое бы идеально воплотилось на сцене театра кукол, очень непросто. Причем много произведений в таком ключе написано для взрослых, а вот дети в этом плане как-то обделены…
Поэтому за основу спектакля и была взята «Сказка о Военной тайне…» Гайдара. Он понятен современному зрителю, и в подсознании все равно лежит узнаваемость, а это немаловажно.
– Еще один спектакль, связанный с историей нашей страны, – «Дети Сталинграда» (12+). Как указано у вас на сайте, он посвящен детям военного Сталинграда, погибшим и тем, кто сумел выжить во время величайшей битвы ХХ века. Расскажите подробнее об этом проекте. Тема очень страшная, как ее удалось так подать детям, чтобы это было доступно для понимания в их возрасте и не так жутко?
– Я тоже задавался этими вопросами, но оказалось, что мы недооцениваем наших детей. Они все прекрасно понимают и идут навстречу таким темам с открытой душой. Они сопереживают, сжимают кулаки, в определенные моменты, прячут слезы… В их глазах я вижу понимание.
Почему эта тема? Нельзя забывать свою историю. Государство без прошлого не имеет будущего. Поэтому мы обязаны эти темы поднимать и о них рассказывать.
Вся страна празднует 80-летие победы в Сталинградской битве. Мы – театр кукол. О чем мы можем говорить, когда все говорят о боях, о солдатах и о танках? Как театр для детей, мы говорим о детях.
Самые беззащитные во время войны – это дети. Солдат понимает, за что он умирает, взрослые тоже понимают, что происходит. А как объяснить ребенку, что происходит? Что он думает в этот момент?
Наши актеры, Елизавета Савельева и Евгения Третьякова, занимались написанием сценария, подбором материала, читали письма детей, которые пережили то время.
Для того чтобы заинтересовать подростков в нашей постановке, мы договорились с директором гимназии № 30 о совместном мероприятии. У них школьный театр, у нас профессиональный, так почему бы не сделать совместный спектакль?
Мы подготовили сценарий, закупили костюмы, дети из 30-й гимназии выучили свои слова, песни и пластические ходы. Репетиции проходили и в актовом зале 30-й гимназии, и на нашей сцене. В итоге получилась замечательная премьера, которая, естественно, прошла в стенах 30-й гимназии.
Отмечу, что кроме патриотического воспитания, этот спектакль способствует популяризации школьного театра и профориентации детей. Это получилось настолько удачно, что дирекция 21-й школы тоже предложила нам сделать совместный проект. И мы повторили спектакль, но уже с детьми этого учебного заведения.
Пользуясь случаем, приглашаю к участию в данном проекте и другие школы, чтобы артисты школьных театров поработали на одной сцене с профессиональными актерами. Обращайтесь, мы с удовольствием откликнемся.
На мой взгляд, такие совместные мероприятия между профессиональным театром и школами полезны и для нас, мы лучше узнаем наших зрителей, и, естественно, для детей. У них интерес к искусству после этого переходит на совершенно другой уровень.
– Вы сказали о воспитании патриотизма у детей. Почему это важно?
– Это важно, потому что мы живем в очень сложное время. Со всех сторон наше подрастающее поколение пытаются увести куда-то не туда, предлагая разные молодежные направления и пытаясь заменить наши нравственные ценности на чужие. Если мы не будем воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, то мы просто потеряем нашу молодежь. У них в головах не будет никаких ориентиров.
При этом я считаю, что детям необходимо не только патриотическое воспитание, но еще и духовное, и нравственное. Без этих составляющих не будет нашего государства, не будет нас. Вся история нашей Родины исчезнет. Ее перепишут. И дети будут учиться по новой истории, по книжкам, которые для нас напишут наши так называемые «друзья», ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому мы работали и будем работать с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием наших детей.
– Что означает для вас быть патриотом?
– Быть патриотом – это значит, прежде всего, быть неравнодушным. И по отношению к Родине, и по отношению к людям, и к тем проблемам, которые периодически возникают.
– Какие еще проекты театра кукол направлены на воспитание патриотизма у детей?
– «Дети – герои Великой Отечественной войны» (12+) – совместный проект с Магаданской областной юношеской библиотекой и исполкомом партии «Единая Россия» к юбилею Великой Победы.
Мы сделали наборы открыток, в которых рассказывается о детях-героях, участвовавших в боевых сражениях во время ВОВ, детях блокадного Ленинграда, детях – героях, которые работали в тылу, и детях – узниках фашистских концлагерей. Эти наборы мы раздавали в библиотеках и музеях.
Также у нас была большая выставка на эту тему на плакатах в формате А2 в фойе кукольного театра, потом мы ее передали в 24-ю гимназию.
А еще наши актеры по этим открыткам записали аудиорассказы. Это все можно и сейчас посмотреть и послушать на нашем сайте.
Авторы интервью:
«Вечерний Магадан»,
Елена Кухтина
Юные Герои Великой Победы
В рамках реализации всероссийской акции памяти «Юные Герои Великой Победы» и партийного проекта «Единой России» «Культура малой Родины» наш Театр подготовил выставку, посвящённую 75-летию Великой Победы.
С 10.00 до 17.00
ПЕРЕРЫВ
с 13.00 до 14.00
СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ
с 10.00 до 16.00
ПОНЕДЕЛЬНИК ВЫХОДНОЙ
малый зал
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Трубочист Ваня влюбился в прекрасную царевну Забаву, но царь решил выдать дочь за жадного и властного Полкана. Чтобы
Ян — младший ребёнок в семье Дутрело. В отличие от своих шести братьев, он обладает выдающимся интеллектом и
Волшебная сказка о приключениях Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка. Вместе они отправляются в путешествие,
Весёлую и занимательную историю «38 попугаев» придумал известный детский писатель Григорий Остер. Остроумные и смешные
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, но яичко не простое, а яичко золотое. Этот
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, но яичко не простое, а яичко золотое. Этот
Замечательная история Корнея Чуковского на нашей сцене, а дальше всё по списку: и букашки, и Паук, и Комарик и,